ШКП.ру | Версия для печати | Адрес документа в интернете: http://www.shkp.ru/other/bayka | Вернуться

Байки от методологов и о методологах

Дата: 06:13 18.09.2002

Байка - ж. колыбельная песенка,
припев для усыпления дитяти;
вологодск.: баюкалка, колыбелька.

Введение

П.Г. Щедровицкий в лекциях любит рассказывать занимательные истории, короткие рассказы, которые он называет байками. По наблюдениям, это, с одной стороны, снимает напряжение у слушателей, а с другой внушает им мысль, что, поняв смысл этой байки, они станут умнее, а некоторые - мудрее. Нам пока неизвестно отношение самого расказчика баек к этому явлению.

На этой странице мы собрали байки П.Г. Щедровицкого из текстов, размещенных в интернете. Беглый осмотр показал, что в сети их опубликовано немногим более десятка, при этом попалась одна байка Е.Островского.

Мы предполагаем, что в народе известно большее количество баек и c удовольствием опубликуем другие истории, высланные по адресу или оставленные в комментариях к этому документу.

Сергей Лавриненко

Собственно байки

П.Г.Щедровицкий: Еще в этой связи вспомнил историю, которую нам рассказывал парень в Архангельске, зам. мэра Екатеринбурга. Он говорил: "У нас самый крупный завод в мире по производству колес для танков, и это очень хорошо. Он производит колес столько, что в мире уже не производят столько танков". Перепрофилировать его нельзя, ничего нельзя сделать, но это очень хорошо. Я спрашиваю: "Почему хорошо?" Отвечает: "Вы не представляете. Комплект колес для танка - это отличный фундамент для дачного домика". Вы зря смеетесь. Вот она - базовая единица хозяйствования. [...]





П.Г.Щедровицкий: Знаете мою любимую байку? Как возникла логика Аристотеля? Аристотель участвовал в семинарах Платона и ничего не понимал. У них все время менялся предмет дискуссии. Они все время отвлекались. Все время меняли рамки. И что Аристотель решил делать? Он решил нормировать коммуникацию. Стал писать, что правильное рассуждение должно быть выстроено с помощью силлогизмов, в них есть большая посылка и малая посылка. Потом он с этими возражениями пришел к Платону и сказал, что тот неправильно разговаривает. Понятно, что ему сказал Платон. Аристотель обиделся и все пронормировал. Написал кучу текстов. Я считаю, что у него самая интересная работа - это <Топика>. На старости лет Аристотель стал больше понимать и попытался выстроить нормы сложной коммуникации. Потом все участники семинара умерли, контекст оказался позабыт, осталась только <плоская> норма. [...]



П.Г.Щедровицкий: Я должен по этому поводу рассказать байку, которую мне рассказал в свое время Коля Сапожников. Я очень хорошо отношусь к Коле Сапожникову, он всегда очень четко фиксирует в байках смысл дела. Он рассказывал, как он присутствовал на семинаре для аспирантов философского факультета в Новосибирском университете, для аспирантов философов. Георгий Петрович Щедровицкий читал там лекции про методологию. Он читал лекции три или четыре, и вот в конце четвертой лекции он собирает свой портфельчик, к нему подбежал парень и говорит: "Я так вдохновлен вашими лекциями, мне так нравится, я хочу быть методологом. " Георгий Петрович собирает свои папочки и говорит: "По-моему, вы ничего не поняли". - "Почему?" - "Ну, как же, в этой стране уже есть один методолог". Вот так. Вы это понимаете? Но не все это понимают. А фактически, вот в этой точке охи и ахи заканчиваются. [...]



Помнится покойный Георгий Петрович Щедровицкий писал оглавления ненаписанных им книг, говоря: "Ну, тот, кто понимает, по оглавлению, поди ж, восстановит, про что я там мог думать в этом самом оглавлении, а, стало быть, и писать все это незачем, а для тех, которые восстановить не могут, я и подавно писать не буду". [...]



П.Г.Щедровицкий: У Карлоса Кастанеды в первом томе есть очень хорошая байка про то, как он первый раз приехал к дону Хуану. Он приехал к нему, а до этого он всю жизнь занимался латиноамериканской фауной, и тот ему задал вопрос, касающийся его профессионального предмета. Он не смог ответить. Он очень расстроился. Сказал, что не готов дальше разговаривать и уехал в город. 3 месяца сидел в библиотеке, все изучал. Потом приехал очень довольный, потому что он подготовился. Но, дон Хуан его спросил совершенно про другое. Выяснилось, что он опять ничего не знает и опять ни к чему не готов, на что дон Хуан ему сказал: "Вы готовились?". Он сказал: "Да, я готовился". Он сказал: "Не надо готовиться, надо быть готовым" [...]



Островский Е.  NLP-сты любят, используя гипотезу о существовании подсознательного, говорить, что подсознательное все представляет себе образами. Например, вы говорите: "Собака". В подсознательном возникает образ собаки. Но, говорят эти самые NLP-сты, они же NLP-еры, подсознательное не может себе представить не собаку. Вы говорите: "Не собака". А подсознательное представляет себе собаку, потому что не собаки не бывает. В этом же смысле, мне кажется, подсознательное не может себе представить коммуникацию. А со-общение оно может представить. Тогда со-общение происходит гармонично. Исчезает невротическая составляющая, рассогласовывающая ощущение и понимание. Я не знаю, какие слова здесь должны быть применены.  [...]



П.Г.Щедровицкий: Да, есть такая хорошая организационная байка, которая заключается в том, что иногда легче самому сделать, чем другому рассказать. А организатор должен уметь рассказать другим и сделать из нестабильных элементов, каждый из которых подвержен множеству отягощающих факторов, стабильную, работающую систему. [...]



П.Г.Щедровицкий: Есть очень известная байка, когда крупный советский психолог Александр Владимирович Запорожец в 30-ые годы в Харькове проводил эксперименты с детьми. Он вбивал в деревянную плашечку несколько гвоздиков. Между этими гвоздиками наматывал ниточку, а к концу ниточки привязывал конфетку. 30-ые годы, Харьков, голодная пора. Когда дети сбегались, им говорили, что для того, чтобы достать конфетку, надо правильно дергать за ниточку, чтобы распуталась вся. Они естественно начинали дергать. Все запутывалось. На второй раз им объясняли, что надо глазами просмотреть, как ниточка завязана. Найти этот кончик, за который надо дернуть. И как пишет Запорожец в своих протоколах, все дети с третьего, четвертого раза, в общем, осваивали этот переход. То есть они сначала останавливались. Стояли, проглядывали, как ниточка завязана и потом даже делали пробные движения, чтобы потянуть. Ну, а потом, наконец, получалось. За исключением одного мальчика, самого активного в группе, очевидного лидера, который и на 15-ый раз вбегал и дёргал. Запорожец не выдержал и говорит: "Братец, ну, чего ты дергаешь? Остановись, посмотри, подумай". На что братец ответил крылатую фразу, вошедшую в анналы отечественной психологии. Он сказал: "Думать некогда. Конфету доставать надо". [... ссылка не работает]



П.Г.Щедровицкий: В какой-то момент мне рассказали хорошую байку про то, что в школах кун-фу и каратэ время от времени, те кто тренируются, они вот так поднимают руку - свидетельствуют время тренировок, но поднимают руку не одновременно, а каждый в своем темпо-ритме, поскольку есть некоторое личное время и оно не совпадает с физическим. И в этом плане я могу открыть какую-то папочку и выяснить, что я, Щедровицкий Петр Георгиевич образца марта 1994 понимаю про цели, целеобразование в программировании меньше, чем некий Петр Георгиевич Щедровицкий понимал про это три года тому назад. Я читаю свой текст и думаю: "Ну, надо же! Ха! Сколько всего интересного". А я этого всего не понимаю, а он понимал. Ну и, наоборот, по каким-то вопросам я понимаю больше, чем вчера. [...]


 

Aбстрактное мышление или метод воспитания в шкп-2.

(все персонажи вымышлены, любое совпадение является непреднамеренным)

 

Отец зажал сына в угол:

- У тебя два яблока. Я одно выбросил. Сколько у тебя осталось?

Тихое скуление.

- У тебя было два яблока. Я одно порезал на куски. Сколько у тебя

осталось?

Скулеж, тычки, прижатие к стене.

- У тебя было два яблока. Я одно сожрал! ...Я сожрал одно! Сколько у тебя

осталось?

Плач, рев, удары.

- Ты держал в своих грязных руках два немытых яблока. Я вырвал у тебя одно

и сожрал. Сколько у тебя осталось?

Крик, плач:

- Папа, не надо.

- Hет, надо. У тебя было два яблока. Я у тебя вырвал и растоптал одно!

Одно из двух я растоптал ногами!!! Сколько у тебя осталось? !!

Дрожание, вой, крики. Визг мамы:

- Оставь ребенка!

- Он идиот! Я меняю условие. У тебя было два яблока. Одно сожрал ты! Ты

сам сожрал одно! Сколько яблок, идиот, у тебя осталось, болван?!

- А-а-а! Hе бей! Папа!

- Hикакого зоопарка! Hикаких гостей! У тебя никогда не будет дня рождения!

Весь праздник я проведу с этим идиотом. У тебя было два яблока... Зина, у

нас есть яблоки? А? Что?! Давай морковки... У тебя было две морковки,

сукин ты сын! Я отнял... Дай... Дай, идиот... Это - арифметика. Я отнял у тебя

одну и сожрал. Вот: хря, хря... Hа! Смотри: хря, хря...

- Гриша, она немытая.

- Hичего! Пусть он видит. Я сожрал с землей одну морковку. Сколько у тебя

морковок осталось?

Всхлипывание.

- Посмотри!!! Сколько грязных морковок осталось в твоих вонючих руках?!

- Одна-а-а!

- Правильно, сынок. А теперь возвращаемся к яблокам...

- Па-па-а-а-а!!!

- Гри-ша-а-а-а!!!

- Hе реветь! Отвечать! У тебя было два яблока...

- Гриша, умоляю.

- Hадо! Этот идиот с морковками ответил правильно. Значит, есть надежда. Я

развиваю у него абстрактное мышление... У тебя было два яблока...

- А-а-а! Hе надо!

- Гриша, не надо!

- Hет! Или он не будет идиотом, или он не вырастет вообще! У тебя было два

яблока...

- А-а-а!

- Тишина! Весь дом молчит! Hикто не подсказывает. Я, твой папа, отнял у

тебя... одно яблоко из двух.

- А-а-а-а-а!!!

- Я, твой отец, из твоих двух яблок отнял у тебя одно... Стоп! Молчать! У

тебя было одно яблоко. Я подкрался и подарил тебе... Hе реветь! Я

подкрался сзади... Hет, я подкрался спереди и подарил тебе второе яблоко... Сколько

у тебя осталось? Я меняю условия. У тебя вообще нет яблок, ты стоишь, как

идиот. Я незаметно подползаю и даю тебе, любимому своему сыночку, одно

яблоко. Сколько у тебя теперь яблок? Hет, сволочь! Hет! Лучше молчи.

Hичего не говори... Откуда у тебя второе яблоко? Откуда у тебя второе? Я же тебе

дал одно. Идем сначала... Ты, мой любимый сынок, стоишь, как идиот и

смотришь... У тебя нет яблок. Вообще ничего! Ветер; "А-а-а!" Волки:

"У-у-у!"

Тут я из леса выползаю. Hезаметно подкрадываюсь. Тихо-тихо подкрадываюсь.

А ты стоишь один. Hичего у тебя нет. Ветер, волки... Тут я тихо-тихо из

черного леса подкрадываюсь. Захожу сзади... И... Ба-бах! Дарю тебе уже два

яблока.

- Папа, не надо!

- Это ты кому говоришь? У тебя же ничего не было. Я тебе дал два яблока.

Сколько у тебя теперь? Как это ты не возьмешь?!! Лес! Зима! Ты - один и не

хочешь брать яблоки? Зина, уходи... Закрой дверь! Hикого. Ты один. Только

волки воют и где-то свистит милиционер. Тут я незаметно...

Рев стал невыносимым, в пол застучали соседи.

- Hу хорошо. Ты мне сам дал одно. Сколько у тебя осталось?

Тихий шепот:

- Одно.

- Значит, теперь у меня сколько яблок?

- Одно.

- У тебя сколько яблок?

- Одно.

- Давай их съедим.

- Давай...

- Hо яблок, нет. Жрать нечего. Это и есть абстрактное мышление.

Добавьте свои байки в комментариях




Наверх


© 1998-2002, Школа Культурной Политики. При перепечатке ссылка на сайт ШКП обязательна.