ШКП.ру | Версия для печати | Адрес документа в интернете: http://www.shkp.ru/lib/publications/63 | Вернуться

Четыре круга инновационных проблем.

Дата: 18:29 09.03.2004
Источник публикации: Газета “Новое время”, № 36, 27 февраля 2004.

Петр Щедровицкий, член Правления Центра стратегических разработок "Северо-Запад":

ЧЕТЫРЕ КРУГА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОБЛЕМ

- Петр Георгиевич, сегодня модно говорить об инновациях, но зачастую многие из тех, кто хочет показаться их прогрессивным сторонником, отделываются общими фразами. Не могли бы вы, как человек, занимающийся вопросами инновационного развития, рассказать, что, на ваш взгляд, будет наиболее востребовано в Северо-Западном регионе в ближайшее время?

- Инновации в обществе всегда идут неким "пакетом", который включает как технические, так и культурные нововведения. Одно без другого не реализуется. На 90 процентов распространение и использование каких-то технических и технологических решений - это результат изменения менталитета общества.

На мой взгляд, на Северо-Западе существует как минимум четыре круга проблем, которые являются такими "точками заказа" на что-то новое.

Первая проблема состоит в том, что нам вместе со странами Евросоюза нужно выработать стандарты, которые позволили бы интегрировать нашу инфраструктуру в общеевропейскую. Например, конфликт, который возник в Калининграде по поводу транзита, - это вызов проблеме границ. Очевидно, что граница из барьера должна становиться прозрачной мембраной. И это требует изменения функций государственных органов, а также правовых режимов.

Здесь у Калининградской области появляется уникальная возможность: оставаясь, с одной стороны, элементом России, а с другой - являясь элементом Европы, она может стать площадкой для отработки этих сетевых стандартов, стыкующих Россию и Европу.

Вторая гигантская проблема, требующая инновационных решений, - это Полярный Север. Речь идет о шельфе Баренцева моря и о северных регионах Российской Федерации, которые входят в состав Северо-Запада.

Север - это перспективные резервуары сырья, это экологический фактор устойчивости развития всего мира в долгосрочной перспективе. В новых решениях заинтересована не только Россия, но и страны Северной Европы, США и Канада. Но в понимании этой проблемы сделан гигантский шаг назад даже по сравнению с советским периодом. Сегодня нет экономического и правового субъекта, готового этот вопрос ставить и решать.

Третий ключевой круг вопросов для Северо-Запада - это изменения в демографии и миграции. Впрочем, эта проблема характерна для всей страны. Россия теряет население, а волна русскоязычной миграции, которая пришла из стран СНГ, уже закончилась. Сейчас в этой сфере действуют какие-то временные и - в силу традиционного подхода - ограничительные меры.

Тем не менее всем понятно, что миграция как внутри страны, так и внешняя, будет всегда. Если ее не будет, то возникнет множество экономических проблем. В первую очередь - нехватка рабочих рук в целом ряде отраслей, в том числе и в бурно развивающихся. Увеличение миграционных потоков приведет к изменению всей системы расселения на территории страны.

При этом надо понимать, что советская система расселения закончилась. Ограничением на запуск нового "переселения народов" внутри страны являются пока инфраструктурные проблемы. Но как только рынки труда и жилья будут окончательно сформированы, начнется массовый процесс движения людей, к которому сегодня никто не готов. К этому не готовы ни система здравоохранения, ни образования.

И четвертый круг вопросов - это промышленная политика. Если быть точнее - реформа управления промышленным развитием. При советской системе были отрасли народного хозяйства, потом они стали распадаться, начал выделяться новый объект управления под названием "предприятие". Теперь, когда определенный класс субъектов и предпринимательских проектов сформировался, мы понимаем, что без мегапроектов они не могут двигаться вперед. Эти мегапроекты должны формироваться во взаимодействии бизнеса и государства. Каждый из мегапроектов должен увеличивать адаптированность отечественного хозяйства, экономического и социального комплекса к мировому рынку. Например, таким коридором адаптации сегодня выступает развитие торговых систем и сетей.

Если за ближайшие четыре года будет сформировано несколько новых мегапроектов для решения этих вопросов, я считаю, это будет гигантским шагом вперед. Собственно говоря, это и есть инновация.

- Существует ли возможность сделать сегодня Петербург тем, чем его все время называют, "окном в Европу"?

- Если вспомнить историю создания города, Петр I поехал сначала в Голландию, а потом в Англию. Сначала в уходящую империю, потом - в восходящую. Поехал как раз в период, когда в мире происходила смена лидера.

За этим историческим сюжетом стоит глубокий смысл: любые мощные геополитические и геокультурные действия возможны только на переломе эпох. С точки зрения тогдашней, во многом силовой, геополитики, это было бессмысленное действие: создать столицу в самой уязвимой точке, в непосредственной близости от центров угроз. Но поскольку этот шаг был сделан на переломе эпох, с прицелом на будущее, этот проект заработал.

Так же и сегодня. Мы сейчас живем на переломе. Именно в эти периоды снижается сопротивление инновациям. Поэтому у Петербурга есть возможность быть представителем России в глобальной экономике, есть шанс стать одним из ключевых инновационных центров страны.

Другое дело, что для этого он должен принципиально поменять свою позицию. Надо уйти от конкуренции с другими регионами Северо-Запада. Конкурировать с Мурманским портом - это не задача для Петербурга. Городу нужна позиция столицы, которая сильна тем, что она собирает. Поэтому переход к этой "собирающей позиции" и определенная "подкачка" из федерального центра, которую сейчас можно ожидать, дает городу очень серьезный шанс.

В 2000 году, когда ЦСР "Северо-Запад" только создавался, мы пытались говорить о переходе от конкуренции между регионами к кооперации. Начали анализировать проектные инициативы регионов, чтобы устранить дублирование функций. Первоначально это не вызвало никакого понимания. Сегодня готовность сотрудничать чуть больше, но механизма согласования приоритетов и действий между регионами еще нет. Вопрос, на мой взгляд, - в формировании такой институциональной структуры, которая может ставить и решать подобные вопросы.

Подготовил Борис Никонов ЧЕТЫРЕ КРУГА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОБЛЕМ. // Невское время (Санкт-Петербург).- 27.02.2004.- 036.- C.14

 

Наверх


© 1998-2002, Школа Культурной Политики. При перепечатке ссылка на сайт ШКП обязательна.