ШКП.ру | Версия для печати | Адрес документа в интернете: http://www.shkp.ru/lib/publications/53 | Вернуться

«Реформа государственного устройства»

Дата: 16:43 12.04.2003
Источник публикации: «Эксперт», № 5, 10 февраля 2003 г. стр. 64, раздел "Политика"

«Реформа государственного устройства» 

 

В беседах с корреспондентом «Эксперта» свое мнение высказали участники парламентских слушаний по проблемам предстоящей реформы государственного устройства страны.

 

Петр Щедровицкий. директор Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа, профессор:

— С моей точки зрения, разграничение     полномочий —  это   динамический процесс, призванный каждый раз отвечать на вновь возникшие проблемы, реагировать на новые ситуации и новые вызовы. А подчиняется этот процесс так называемым принципам субсидиарности.   Субсидиарность имеет две стороны. Во-первых, любое полномочие должно быть спущено на тот уровень, где оно максимально приближено к потребителю. Чем ближе полномочия к человеку — тем лучше.

Но есть вторая сторона. Мы можем передать полномочие нижележащему уровню управления, а ресурсов для исполнения у него нет. Мы спускаем полномочия, а они там не могут быть выполнены, потому что нет финансовых оснований. У нас сегодня огромное число муниципальных образований и достаточно большое — до трети — число субъектов федерации финансово несостоятельны. Если бы это происходило с промышленным предприятием, мы назвали бы его банкротом. И это чрезвычайно серьезный вызов всей системе государственного управления.

Если половина трудоспособного населения Курганской области ездит работать в Тюмень, то давайте оценим это как реальную проблему. Если у нас в некоторых областях в десятках муниципальных образований просто нет жителей, давайте про это скажем. Нельзя все время закрывать глаза на объективные процессы, которые происходят в силу новой экономической ситуации и в силу того, что идут потоки миграции — трудовой, образовательной. В одних местах население прибывает, в других — убывает. Есть объективность, не замечать ее в системе административного управления, делать вид, что всего этого нет, — как минимум глупо.

Мы говорим — инвестиции. Но инвестиции не придут на кладбище. Любой инвестор оценивает, насколько эффективно будут использоваться его средства. Если там нет бизнеса, если там нет трудоспособного населения, никто туда никаких денег никогда не даст. Не нужно строить иллюзий, не нужно выдумывать. По большому счету, инвестиции — это ведь перераспределение финансов и перемещение предпринимательского фактора. Государство перераспределяет ресурсы, и глобальный рынок по-своему делает это.

Теперь о федерации. Сколько федераций — столько и разных ситуаций. В мире не было еще  ни одного случая, когда бы федерация возникла за счет распаковки унитарного государства. Та- кого вообще еще не было. Федерация всегда собирается из протогосударственных единиц, когда они понимают, что с какими-то функциями не справляются. С военной агрессией, с экономическими задачами. А у нас существующее деление на субъекты федерации — результат сталинской нарезки территорий.

Я понимаю, что Россия образовалась неожиданно. И в этом смысле государства вообще не было. Оно должно быть хоть как-то учреждено. И это были элементы некоей учредительной конструкции. Но, по большому счету, формирование государства — это всегда контракт внутри гражданского общества вокруг общих ценностей, общих целей, общих благ. Для этого нужен определенный уровень общественного сознания, должно быть соучастие населения в создании этой рамочной конструкции.

А мы сегодня не понимаем, какая армия нам нужна, мы не понимаем, какие инфраструктуры государство должно создавать. Вот мы носимся с проблемой энергетики, а ведь гораздо важнее сейчас другие инфраструктуры: образовательная, медицинская, расселения. А мы вот уперлись — два года судачим. Наконец доведем все дело до того, что уже явочным порядком все будет реформироваться. Почему? Потому что нет понятия о том, что считать общим делом. Посмотрите, что происходит с населением, население сворачивается в Центральный регион, опустынивая Дальний Восток, Сибирь и проч. А что это значит реально? Это значит, что затраты на удержание этой территории будет нести государство, мы с вами. И какой бизнес здесь удержится при таких затратах?

Я считаю, что для реформы Конституции должны созреть условия, должна быть выделена совокупность конституционных споров, которые задают зону ближайшего развития рамочного законодательства, а после этого надо смотреть и думать. Нет проблемы менять Конституцию. Есть проблема жить по Конституции.

 

Записал Александр Механик.

 

 

 

 

Наверх


© 1998-2002, Школа Культурной Политики. При перепечатке ссылка на сайт ШКП обязательна.