ШКП.ру | Версия для печати | Адрес документа в интернете: http://www.shkp.ru/lib/publications/34 | Вернуться

Сотрудничество вместо конкуренции.

Дата: 08:59 05.07.2002
Источник публикации: В газ. «Невское время», N 97, 31 мая 2001.
Автор: П.Г. Щедровицкий

Послезавтра в городе Кировске Мурманской области пройдет расширенное заседание правления фонда "Центр стратегических разработок"Северо-Запад", на котором будет представлена доктрина социально-экономического развития Северо-Запада России.

Созданию этого документа предшествовали полгода напряженной работы, в которой приняли участие не только эксперты, но и представители исполнительной власти, бизнеса, науки и культуры, субъектов Федерации, входящих в регион. О результатах этой работы рассказывает научный руководитель программы фонда Петр ЩЕДРОВИЦКИЙ.

- Как строилась работа над доктриной развития региона? Кто принимал в ней участие?

- ЦСР "Северо-Запад" подписал 9 стратегических договоров - рамочных соглашений с субъектами Федерации, входящими в состав региона. В рамках этих договоров в каждом субъекте была создана рабочая группа, в которую вошли представители местной администрации, науки и бизнеса. Задачей рабочих групп стало участие в разработке стратегии развития Северо-Запада и формирование интегрированного видения, отвечающего на два основных вопроса: какова роль данного субъекта Федерации в общей стратегии и что сама стратегия может дать данному субъекту? Коллектив разработчиков (сейчас это без малого 100 человек) принял участие в трех обсуждениях. Первое прошло в конце февраля и было посвящено тому, каким должен быть конечный продукт нашей работы. На сегодняшний день понятно, что речь идет по меньшей мере о четырех документах: доктрине, то есть общих принципах развития региона; концепции, отвечающей на вопрос, с помощью каких институтов и управленческих механизмов можно добиться продуктивности в реализации этой доктрины; программе (совокупность мегапроектов, являющихся сквозными для региона и затрагивающих интересы нескольких субъектов, входящих в состав региона) и, наконец, о некоем документе для инвесторов (некая совокупность намерений и действий, которая могла бы способствовать привлечению ресурсов не только финансовых, но и политических, информационных, человеческих и т. д.) для реализации этих мегапроектов.

Следующее обсуждение состоялось в конце марта. На нем была сделана попытка сопоставления субъектов региона в некоей системе одинаковых "мер и весов": проблема заключается в том, что региональная статистика ведется по различным принципам. Нужно было провести сопоставительный анализ, выстроить критерии для систем индикативного планирования, составить рейтинги и т. д. Важно, что на мартовской встрече представители субъектов Федерации, участвующие в проекте, признали: вектора стратегического развития сегодня разнонаправлены.

- В чем важность этого убеждения?

- Стратегические документы, предусматривающие развитие того или иного субъекта, были разработаны год, два, три года назад. Многие из них уже реализуются. И впервые за много лет руководители областей получили возможность обсудить эту проблему.

Беда в том, что значительная часть стратегических планов развития субъектов Федерации строилась в духе конкуренции, а не кооперации. Конкуренция предусматривалась во всем: в борьбе за инвестиции, за бюджетные средства. Здесь уместна аналогия с игроками хоккейной сборной, которые выехали на международные соревнования и, вместо того чтобы забивать голы в ворота соперника, старательно бьют друга друга по ногам. Да, несколько лет назад никто не говорил о сотрудничестве. И то, что теперь это стало для всех очевидным, я считаю большим шагом вперед.

Третья встреча была посвящена выделению приоритетных проектов. Любой приоритет - это одновременно отказ от чего-либо менее перспективного. Иными словами, ряд проектов, входящих в сферу интересов отдельных ФПГ, территорий, городов, муниципальных образований и т. д., не будут считаться приоритетными. Это сложный и во многом драматичный процесс. Мы собрали 250 экспертов, которым предстояло выделить из широкого списка приоритетных направлений наиболее важные. Из 25 - 30 направлений осталось пять. Это важная работа, и ее важность понимают в субъектах. В этом смысле очень важно то, что, например, Мурманская и Архангельская области представили на итоговом совещании совместный доклад.

- В чем значение доктрины, которую вы разработали, и на чем основывается ваше убеждение, что этот документ будет "работать"?

- Доктрина - это прежде всего система принципов, которым будут следовать участники проектов и программы. Отдельный вопрос - учет позиций федерального центра, синхронизация действий федерального правительства и того, что намечается на Северо-Западе. Для нас чрезвычайно важно понять, какие цели Россия может реализовывать на Северо-Западе с учетом специфики региона. И какова миссия Северо-Запада по отношению к России в целом.

Что же касается работоспособности документа... ЦСР "Северо-Запад" изначально заявлял о себе не как о проектном центре, а как о площадке для взаимодействия. И очень многие вещи обсуждались здесь впервые, потому что формат совещаний в правительстве и политических встреч не позволяет поднимать эти вопросы. Обсуждение возможностей для объединения усилий вряд ли совместимо с отчетами о проделанной работе или оперативными совещаниями.

Мы рассчитываем на управленческую рациональность представителей субъектов Федерации, которые участвуют в разработке программы. Можно, конечно, развивать вверенную тебе область самостоятельно, но это будет долго, дорого и в конечном счете неэффективно.

- Каковы дальнейшие планы фонда?

- Мы перешли к разработке концепции: оценке институтов и механизмов, методов согласования федеральных и региональных программ, переосмыслению самого понятия "федеральная программа": как вы знаете, у нас их было очень много, но они не выполнялись. Есть федеральные приоритеты и есть эксклюзивные объекты: для Северо-Запада это Балтика, Калининградская область, Север. Они требуют особого подхода.

Наверх


© 1998-2002, Школа Культурной Политики. При перепечатке ссылка на сайт ШКП обязательна.