Школа Культурной Политики

Вы здесь: ШКП / Комментарии / Комментарии к семейной игре 2003 года c
Версия для печати
Комментарии к семейной игре 2003 года
См. также: Материалы игры-2003
11 января 2003

М.А. Кутузов. Некоторые предложения по содержанию программы.

Как мне кажется, при составлении первого варианта программы игры ее разработчики поставили технологическую задачу впереди проблемной, то есть тактику впереди стратегии. Проблема, как она мне видится, состоит в том, что историзм не является определяющим принципом ни исследовательской, ни проективной работы. Закономерности объективных и многолетних (чтобы не сказать многовековых) процессов пытаются с большей или меньшей степенью заменить экономической целесообразностью и финансовой выгодой. При этом учитывается «все, кроме одного» - исторического опыта нации, именуемого в просторечии ментальностью. Страна, которая развивалась исключительно за счет территориальных присоединений (военно-колониальный тип развития), никогда не будет считать торговлю (в широком смысле предпринимательство) делом более приоритетным, чем государственная служба, а поликультурность, необходимую предпринимательскому сообществу, будет воспринимать как безродный космополитизм, антипод национального патриотизма, без которого Россия , по мнению многих, непременно погибнет [1] .

Однако очевидно, что происходящие мировые процессы, в первую очередь глобализация, ставят общество перед необходимостью неизбежных перемен, и разобраться в том, от чего нужно отказываться, а что следовало бы сохранить как интеллектуальный ресурс развития – мы вынуждены рассуждать о последствиях тех или иных исторических событий, как об ошибочных, то есть таких, на которых можно чему-то научиться. Проще говоря, мы применяем проективный подход к собственно истории. Именно такого рода мыследеятельность и может быть в определенной степени обозначена как историзм. Если же применить к истории обычную проективную схему –от замысла к смете расходов – то наиболее сложной частью этого действия будет выявление замысла того или иного исторического процесса: кто его запустил, какие цели преследовал реально, какие цели декларировал, какие задачи решил, какие нет и почему. Таким образом, наиболее важной функциональной задачей игры можно определить обсуждение категории историзма мыследеятельности и доведения ее до качества интеллектуальной технологии. Кстати, предлагаемая повестка дня во многом ориентирована на эту задачу, хотя таковая нигде не оглашена явно. Поэтому многое из предложенного есть смысл сохранить – при последующем детальном уточнении содержания некоторых пунктов.

Вариант программы может быть таким:

ИСТОРИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ЧТО МОЖНО ХОТЕТЬ [2] ?

19 января, день первый

Историческая объективация глобальных проблем. Мир мышления и типы мышлений, мировые исторические школы. Языки постановки мировых проблем. Методологическое мышление в современной социокультурной ситуации.

20 января, день второй

Меню и рейтинги мировых проблем с точки зрения различных субъектов мышления и действия. Мифологизация мировых проблем. Проблематизация и ситуационный анализ как метод оценки исторических эпох в их взаимосвязи [3] .

21 января, день третий

Понятие «компетенции». Системные составляющие современного антропологического проекта. Оценка социальных институтов и инфраструктур с точки зрения их готовности к капитализации человеческих ресурсов и формирования компетенции. Понятие «социального капитала» [4] .

22 января, день четвертый

 Содержание продукта «знание».Оценка состояния и инфраструктур производства, обращения и использования знаний. Понятие «рынок интеллектуального продукта». Историческая достоверность интеллектуального продукта. Выявление инновационного потенциала современного мышления и различных типов мыследеятельности.

23 января, день пятый

 Историзм мыследеятельности [5] . Методологии и практики определения целей и постановки задач в ситуациях и системах мыследеятельности. Выявление исторических прототипов современной социо-культурной ситуации. Взаимосвязь образа прошлого и образа будущего. Исследование как необходимый предшественник проектирования.

24 января, день шестой

История как опыт целеполагания. Проективный подход к историческому исследованию Понятие «развития». Ресурсный подход и представление о ресурсах развития. Фактор воли в ситуациях и системах мыследеятельности. Понятие «самоопределения» и метафизика достижения. Исторический индивидуализм национального развития [6]

25 января, день седьмой

Понятие «проектной готовности к развитию». Понятие «перспективные и неперспективные государственные образования».Оценка организационных ресурсов: рынки, административные системы и сети. Институциональные среды и институциональные барьеры. Угрозы развития и безопасность процесса управления развитием.

26 января, день восьмой

Что надо делать и что при этом можно хотеть? Цели, объекты и средства. Цели, смыслы и мотивы. Необходимость действия, потребность действия и возможность действия: взаимоотношение факторов проектирования. Постановка целей деятельности методологической корпорации на период 2003-2015 г.г.

27 января, день девятый

Рефлексия и завершение Игры.


 


[1] Попутно заметим: речь идет о ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ, где главными являются все-таки управленцы, а не о НАЦИИ, где главными являются самодеятельные политические личности – которые, кстати, и создают собственными возможностями ту или иную государственную систему.

[2] Как вариант: Историзм деятельности: заданность, возможность, проективность.

[3] Образно говоря, этим способом можно выявить некий «девиз» исторической эпохи: например, индивидуализм, конкурентность и стандартизация – для исторической эпохи капитализма на всем ее протяжении: от мануфактур до индустриализации.

[4] Внутри него предполагаются как составляющие человеческие ресурсы, кадровые резервы и интеллектуальный потенциал - пока не взаимосвязанные между собой и в силу этого не ориентированные по одному вектору.

[5] Имеется в виду исторический (то есть протяженный во времени, сравнительно-позиционирующий) подход в оценке ситуации: то ли это продолжение прошлого, то ли начало будущего. Что приоритетнее: сохранить в неприкосновенности значительные ценности национальной традиции или ввести в общественное сознание новые ценности, иного уровня и порядка? Это в известной степени идеологизирует любой предпринимательский проект, но одновременно с этим снимает массу вопросов, которых не избежать в ином случае.

[6] Имеется в виду, когда сравнивают между собой не фигурантов исторического развития (например, немцев со шведами), а лишь последствия этого развития (ВНП, доходы на душу населения, политический потенциал государства и тому подобное). Сравнительным компонентом является состояние нации: сравнивают себя таких, какие есть с такими, какими были раньше, и после этого понимают, какими могут стать завтра. Наиболее наглядный пример подобного мышления – страны Дальнего Востока, прежде всего Япония и Корея.




Комментарии к семейной игре 2003 года


Закладки:
Закладки - это специальный сервис, который позволяет легко вернуться к нужному тексту. Нажмите на Добавить страницу, чтобы поставить закладку на любую страницу сайта.
+
Добавить эту страницу


Искать:  
Яндексом


Знаете ли вы что...


  • старый сайт ШКП помещен в архив www-old.shkp.ru
  • обсудить интересующие вас вопросы с братьями по разуму можно на старом форуме


Контакт:
Офис:
Редакция сайта:
Офис:
+7 (095) 775-07-33
Разработка, поддержка, хостинг:
Метод.Ру